Исторический опыт пропаганды энергосбережения
Идея энергосбережения возникла еще в довоенной Европе, во Франции. В то время предложение услуг по энергосбережению владельцам жилых зданий и промышленных объектов с условием их оплаты из суммы достигнутой экономии ресурсов стало революционным и не имело аналогов во всем мире.
Впервые острая необходимость экономить энергию, в особенности электрическую, назрела во время Великой Отечественной войны – ресурсы требовались в первую очередь для оборонных предприятий, ведь от их работы зависела, без преувеличения, судьба всей страны.
В советской пропаганде, главным девизом которой стала фраза «Всё для фронта, всё для победы», тема энергосбережения возникла лишь в 1945 году. Тогда, уже под конец войны, возник лозунг: «Экономя киловатты, ты даёшь на фронт гранаты».
В 80-х годах под лозунгом «Экономика должна быть экономной» беречь энергию стали призывать уже не предприятия, а население. В 1982 году творческое объединение «Экран» выпустило мультфильм под названием-призывом «Берегите воду!». Образ использовали простой и запоминающийся: подтекающие краны, через которые по капле вытекало целое море. В конце 80-х и начале 90-х активно использовали социальную рекламу. При этом часто использовались персонажи известных мультфильмов, например, персонажи мультсериала «Ну, погоди!». После каждого короткого сюжета, в котором присутствовали незадачливый Волк и примерный Заяц, следовала мораль, например: «Каждый напрасный вызов лифта – лишний расход электроэнергии!» Или: «Прежде чем купить лампочку, подумайте, нельзя ли обойтись меньшей мощностью. Это сэкономит вам деньги, а государству – электроэнергию». Не обошлось и без знаменитого лозунга: «Экономьте электроэнергию не на словах, а на деле. Уходя, гасите свет».
Когда СССР распался, Россия, как и многие другие страны СНГ, оказалась перед серьезной проблемой отсутствия реально работающих моделей энергосбережения.
Работа учреждения в данном направлении, экономия энергоресурсов проведение мероприятий в учреждении
• распространение знаний по проблеме в широких массах, начиная с раннего детства;
• воспитание сознательного стремления и умения реализовывать энергосберегающие мероприятия;
• формирование энергосберегающего образа жизни за счет мотивации рационального энергоиспользования и т.п.
Центр энергоэффективности Министерства образования и РФ разработал обучающие online игры такие, как «Мы и энергия», «Умный город» и др. Игра «Мы и энергия» знакомит с различными методами и технологиями энергоэффективных мероприятий; показывает виртуальное внедрение мероприятий на конкретном объекте; демонстрирует экономию средств в денежном эквиваленте и в относительных показателях.
Распространение знаний по проблеме в широких массах, начиная с раннего детства
Особое место в пропаганде энергосбережения занимает работа с населением, которая должна осуществляться как в местах проживания населения, так и в местах работы и проведения досуга. Общепризнанным является тот факт, что данная работа должна поводиться, начиная с раннего детского возраста и продолжаться на всех этапах профессиональной подготовки и переподготовки населения на постоянной основе.
В настоящее время Министерство образования РФ подготовило программы по обучению энергосбережению для учителей РФ, сформировало 56 центров переподготовки учителей по данной программе, выпускает серию мультипликационных и документальных фильмов для детей всех возрастов по формированию энергосберегающего образа жизни.
В 2012 году Минэкономразвития России был создан специализированный Интернет-портал по пропаганде энергосбережения. В настоящее время это целый комплекс интернет-порталов по пропаганде энергосбережения: портал «Энергоэффективная Россия» (energosber.info), ГИС Энергоэффективность (gisee.ru), портал «зеленая кнопка» (newenergy.gov.ru).