Давайте познакомимся: «Факультет юного психолога!»

Факультет юного психолога (ФЮП) – это сообщество детей, родителей и педагогов, которые занимаются по программам: «Жизненные навыки», «Точка опоры» и «Выбор. Программа жизненного самоопределения для подростков». Наше сообщество - это активное и творческое взаимодействие, которое позволяет вдумчиво и беспрепятственно общаться детям разного возраста и находить точки интересов с педагогами и родителями. Важным для нас является ценность каждой личности, позитивное общение и интерес к психологии.  

Сейчас сообщество ФЮП активно формируется, мы стали раз в месяц объединяться разными группами для планирования интересных событий, которые были бы актуальны для ребят 6-10 и для подростков 11-17 лет; для знакомства друг с другом, где возможно найти единомышленников и друзей; для объединения наших разных ресурсов, которые бы помогли раскрыть потенциал каждого участника.

И первая встреча состоялась 4 декабря 2019 года на одной из площадок Дворца (Торжковская улица, дом 30-А). Встреча называлась «Попутчики Факультета юного психолога», на ней нам предстояло познакомиться друг с другом, договориться, какими «попутчиками» мы сможем друг другу стать, определить важные для нас всех ценности и правила.  Педагоги организовали встречу так, чтобы ребята получили опыт свободного общения друг с другом, когда нет жестких правил, требований, а есть чуткость в общении и эмпатия к собеседнику. На этой встрече, мы коллективно договорились, что наши традиции – это собираться вместе, устраивать интересные игры, уважать друг друга, приходить на Дни семейного отдыха (ДСО), вместе устраивать праздники. Такая же встреча, прошла и для ребят и на другой площадке Дворца (Школьная улица, дом 110/2). 

Важным событием для нас стало подготовка к мероприятию «День семейного отдыха», которое ежегодно проходит в декабре. Во время подготовки к этому мероприятию, мы с ребятами размышляли, какие традиции нас связывают, что близко всем нам и благодаря каким ценностям мы объединились в сообщество. Когда на встрече мы нашли ответы на эти вопросы, то приступили к решению следующей серьезной задачи: каким способом можно рассказать о наших традициях другим ребятам и родителям? И мы нашли решение – новогодняя сказка!  Все любят сказки и все знают, что даже отрицательный герой может измениться к концу сказки, если сталкивается с кем-то добрым и искренним. Мы разработали сценарий и в День семейного отдыха, когда собрались гости и стали выбирать самые важные ценности и традиции, к ним явился Антиэм – Великий Анигилятор и Ниспровергатель Ценностей и Разрушитель Традиций, который забрал все ценности гостей и потребовал, чтобы они отказались от них. Но на помощь пришел Великий ПсиМаг, который помог пройти испытания АнтиЭма и все ценности, традиции и желания были восстановлены и собраны в волшебную книгу ПсиМага. Это сказочное действие разыграли учащиеся старших групп объединений «Выбор. Программа жизненного самоопределения для старшеклассников», «Точка опоры» (педагог К.Г. Токвель) и «Жизненные навыки» (педагоги С.В. Евстропьева-Кудреватая, В.П. Бюнгер и Г.А. Шитухина).

30 января встреча сообщества проходила в формате мастерской «Мы – вместе» потому, что на предыдущих занятиях ребята говорили о том, что им хочется вместе творить и общаться. Предложенный формат позволил детям разных возрастов попробовать свои силы в ассоциативном творчестве, побыть в атмосфере доброжелательности, принятия и взаимной поддержки, где каждый участник вносил свой вклад в совместное дело – создание «Галереи творческих работ».

Сообщество ФЮП даёт возможность ребятам получить опыт совместного творчества в условиях коммуникативного партнерства. Создать атмосферу принятия -  это важная миссия нашего сообщества Факультет юного психолога.

Токвель К.Г.

 

 

Как кино помогает детям развиваться?

Взгляд театроведа и подход психолога

 

Ни для кого не секрет, что кинематограф является самым массовыми видом искусства, самым доступным для понимания и восприятия большим количеством людей. Уже давно кинематограф перешел из темного кинотеатра в наши квартиры, став частью будней и семейных вечеров выходного дня. Дети с самого раннего возраста начинают смотреть мультфильмы на маленьких экранах планшетов и телефонов - они довольно быстро осваивают простые алгоритмы вкл/выкл, уменьшить, увеличить, перемотать и пр. Но если для малышей экран - средство получения ярких картинок, иногда обучающих и интерактивных, то для подростков медиаконтент является окном в мир, и тут возникает большое количество вопросов: как подросток отбирает контент, не смотрит ли он нечто травмирующее, зачем он это смотрит, есть ли его мнение что это за контент? Сегодня огромное количество видеоконтента, а контролировать то, что ребенок смотрит, порой нет ни сил, ни просто возможности. Мы соглашаемся и поддерживаем слоганы “Смотрю, что хочу” и “Мой телефон - мои правила!” Как с этим быть? Принять данный факт и обратить своё внимание, что недавно сформировалось такое научное направление медиапедагогика, которая занимается изучением способов организации педагогического процесса (любой отрасли знаний) средствами медиа. Возникла потребность доносить информацию до учащихся не просто в формате лекций, а непрерывно сопровождая речь разными видами изображения. Как же кинематограф может помочь создать образовательный контакт взрослого и ребенка? Кино - это тот единственный надежный инструмент, который способен улучшить взаимопонимание в отношениях взрослых (педагогов, родителей) и детей. Все смотрят кино, все его так или иначе понимают, воспринимают, но умеют ли видеть структуру фильма и о чем хотел сказать автор? Кино - это в первую очередь его автор, его режиссер. Да, дети говорят о кино, высказывают общее впечатление, увлекаются спецэффектами фильма, не всегда помнят название, и им не сильно интересен режиссер. Как тогда выстроить образовательный контакт с ребенком, как не только посмотреть фильм, но и концептуально обсудить? 

Первое, можно базово распознавать жанры фильмы, режиссеров, авторов идей. В запоминании названий фильмов и имен режиссеров много пользы: развивается память, формируется культурный кинематографический контекст, улучшается коммуникация со сверстниками. Понимание важности названия и имени автора - это только первая ступень в освоении навыков осознанного кинопросмотра.

Дальше заняться постижением фильма - вычленить его структуру. Как показывает наш опыт проведения кино-тренингов, анализ кинематографической структуры - самый завораживающий этап анализа фильма. Способность разложить фильм на структурные элементы дает ребенку ощущение полного постижения того, что на протяжении полутора часов он просто увлеченно созерцал. Другой путь, по которому можно пойти, беседуя с ребенком о кино - это определение ключевых событий, этот анализ похож на литературоведческий. Главная задача - это, посмотрев фильм, определить его главную идею, или сверхзадачу: что хотел сказать автор. И чтобы это сделать, нужно определить два ключевых события. Первое - завязка: здесь случается то, после чего действие будет неизбежно развиваться. Второе - кульминация: столкновение сил, которые до этого момента противостояли друг другу, но в кульминации они будут бороться особенно ярко, потому что одна из них должна победить. Происходит важный формирующий мышление процесс от «просто смотрим» до «осмысляем увиденное и формулируем это». Пример того, как это происходит можно увидеть в рассказе об одном из прошедших в этом году кинотренингов: https://vk.com/@-4632605-korolevstvo-polnoi-luny-posmotret-udivitsya-obsudit-i-vdohno

И это будет тот самый образовательный контакт, который может выстроить взрослый с ребенком. Такой качественный анализ, возможность по-настоящему прикоснуться к миру кино помогает каждому приобрести навыки грамотного зрителя, который умеет и смотреть, и видеть фильм.     

Никитина Д.В.

Токвель К.Г.

 

 

Детские  сочинения «Животные в жизни моей семьи» - это не только  рассказы о домашних питомцах, но и трогательные повествования о любимцах дедушках и бабушках, о том, кто жил в семье, когда папа и мама были маленькими детьми, заботящимися о своем питомце, переживающими за него. 

Мы убедились, что все 20 лет лидируют кошки. Это самый распространенный вид домашних питомцев. На втором месте – собаки, причем спектр пород существенно изменился. В конце 90-х большая часть собак, упоминавшихся в сочинениях, относилась к крупным, охранным породам, возможно, это дань «лихим 90-м». Затем постепенно  «бойцы» стали уступать место собакам средних, мелких и, наконец, карликовых пород. А в последние  5 лет больше всего упоминаются йоркширские терьеры и чихуа-хуа. 

Примечательно, что тенденция  последних трех-четырех лет – брать собак и кошек из приютов, в том числе больных и требующих особого ухода. 

Частота упоминания прочих питомце также меняется с годами. Прошел «пик» хомячков, кроликов, морских свинок. Все больше ребята пишут о весьма экзотических животных, таких, как крупные  попугаи, рептилии, насекомые.  

Пожалуй, не найдется ребенка, который бы в возрасте примерно 5-7 лет не просил родителей «завести» домашнего питомца. Дети чувствуют, знают и  понимают, какую радость и счастье приносят животные. Они ценят общение с ними. Если детям повезло, и их родители пронесли свою детскую любовь к животным через всю жизнь, то проблема решается очень просто. Но, к сожалению, очень многие взрослые в животном видят только проблемы: за ним необходимо ухаживать, убирать, что иногда его надо лечить, ставить прививки, покупать корм и игрушки. 

Какую роль в жизни ребенка играет четвероногий друг, как положительно он влияет на его развитие – об этом наша статья.

Ни одна самая развивающая и интерактивная игрушка никогда не сможет заменить ребенку домашнего питомца. Даже если ваш малыш еще не может за своим зверем полноценно ухаживать, он понимает, что это живое существо, которое требует заботы и внимания.  Ребенок учится  быть ответственным, организованным и в какой-то степени дисциплинированным. Конечно, степень ответственности ребенка в отношении своего питомца определяется его возрастом. Если 3-летний малыш способен только помогать  кормить животное или вместе с родителями его выгуливать, то в 7 лет он уже без проблем может заменить наполнитель в кошачьем туалете и положить корм в миску,  а в 14 - вправе стать полноценным его хозяином и полностью отвечать за поступки - свои и своего друга.

Общаясь с животным, ухаживая и изучая его повадки, ребенок знакомится с окружающим миром. Поглаживая кошку или кролика, он учиться различать и понимать эмоции - свои и животного. Он учится видеть причинно-следственные связи, начинает понимать повадки животных. 

Животное - прекрасный помощник и для социальной адаптации ребенка в обществе. Вспомните ситуацию, когда кто-то из соседских ребятишек выходит гулять со щенком или в небольшой коробочке выносит черепаху - все внимание детей, да порой и их родителей, обращается к хозяину этого забавного питомца. А это, согласитесь, отличный способ найти новых друзей.  .

Еще животное нравственно воспитывает ребенка. Животное вызывает у него положительные эмоциональные переживания, которых с возрастом, у него становится все меньше и меньше. Общаясь со своим другом, заботясь о нем и любя его, он переносит эти эмоции на весь окружающий мир. Он начинает бережнее относиться к природе и ко всему живому, ценить и любить мир в целом. Ребенок, имеющий питомца, растет более жизнерадостным, доброжелательным и более уверенным в себе человеком, в отличие от сверстников, у которых никогда не было животных.

Последний совет: при выборе питомца необходимо ориентироваться не только на свои предпочтения и финансовые возможности, но, в первую очередь, на характер, темперамент и возраст ребенка, для которого вы приобретаете животное. Так, собака подойдет крепкому, уравновешенному и уверенному в себе подростку, а кошка - эмоциональному ребенку дошкольного возраста. Флегматичному малышу, имеющему необходимость в звуковом и тактильном общении, полезнее взять морскую свинки или мышку. Пернатых же оставьте для активных и веселых натур, а любителям коллекционировать, так же как и легко возбудимым и беспокойным деткам - лучше установить аквариум. Не важно, какое животное вы выберите, поверьте, что даже рыбки будут вызывать у вашего ребенка только положительные эмоции. Однако, прежде чем взять в дом то или иное животное, еще раз все хорошенько обдумайте, ведь домашний питомец для ребенка - большая ответственность. Но в то же время это и большая радость, и счастье - причем не только для малыша, но и для всех членов семьи!

Рясная Евгения Николаевна, педагог клуба «Шаги в природу»

Кабанова Марина Николаевна, педагог-психолог

 

В статье использованы материалы с сайта http://chudomamochka.ru/index.php/item/34-domashniy-pitomets-dlya-rebenka

 

Путешествие в страну Дружба

Детские психологи (Д.Б.  Эльконин, Э. Эриксон и др.) признают особую роль дружбы в жизни детей 6-8 лет. Резюмируя их исследования, можно сказать о дружбе следующее:

Дружба – это первые теплые чувства, которые ребята испытывают не к членам своей семьи.  На нашей встрече мы задавали ребятам вопрос: может ли мама, папа, бабушка или любой  другой старший член семьи стать другом. Если «да», то почему. Кто-то охотно отвечал «да», говоря о том, что мама любит, может утешить, научить готовить, с папой можно поехать на рыбалку или пойти в поход. Порой такой вопрос вызывает у ребенка напряжение, молчаливые раздумья, а затем – решительный ответ: «Она мне не подруга – она – сестра». Что это означает? Возможно, в семье, по разным причинам, потребность ребенка в эмоциональной близости, в теплом, доверительном общении не удовлетворяется, и тогда дружба со сверстниками и педагогом в  школе или в детском объединении может восполнить эту потребность.

Друзей должно быть много. В этом возрасте у ребенка, как правило, нет крепкой, интимной дружбы с одним другом или с двумя. Такая дружба появляется позднее, в раннем подростковом  возрасте. Множество дружеских связей – вот норма для ученика начальной школы.

В дружбе возникает чувство «МЫ». Важнейшая функция детской дружбы – научить ребенка входить в детские группы, подчинять свое поведение интересам группы. Свободное подчинение групповым нормам, единение в совместной деятельности, идея сотрудничества и справедливости – все это формируется в  потребность «быть частью группы». Эти чувства настолько привлекательны для ребенка 6-8 лет, что начинают перевешивать эгоистические потребности: получать желаемое, доминировать, быть в центре внимания. Детский эгоцентризм уравновешивается чувством «МЫ». 

Дружба учит отстаивать независимость.  Мальчишкам в возрасте 6-8 лет (а иногда и девочкам) трудно обойтись без конфликтов. Группа  мальчишек-первоклассников больше похожа на стайку молодняка, где есть свой «самец-альфа» и, увы,  «козел отпущения». Это не только иерархия в стае животных, но и закон психологии групповых отношений. Уметь отказываться от общения, которое унижает, ценить возможность побыть одному, уметь уйти от одной группы и присоединиться к другой, не испытывая чувства неполноценности. Без решения этих задач дружеские связи не будут полноценными. Дружба, в которой постоянно нарушаются интересы (личностные границы) одного из участников, - неправильная дружба. Когда отношения становятся важнее сохранения чувства собственного достоинства, - это сигнал серьезного личностного неблагополучия. Если не заметить и не помочь ребенку в детстве, в подростковом возрасте это может привести к серьезным проблемам, которые могут сопровождать человека и во взрослой жизни.

На следующей встрече в марте мы будем говорить о тех сложностях, которые возникают в дружеских отношениях, мы пригласили на эту встречу старших сестер и братьев наших воспитанников, ведь им есть, что сказать о дружбе. 

Кабанова Марина Николаевна, педагог-психолог

В статье использованы материалы из книги «Жизненные навыки. Уроки психологии в 1 классе» под редакцией С.В. Кривцовой. Издательство «Генезис», Москва 2002.

 

Воспитание  «по законам психологии» (продолжение)

Последствия, которыми можно регулировать поведение ребенка, могут быть положительными либо отрицательными. Положительное последствие это то, что способно нравиться, быть приятным ребенку: поощрения, награды. Отрицательное - то, что заставляет испытывать негативные эмоции. Как в старой русской пословице: кнут и пряник.

Так что же необходимо иметь в виду, прежде чем назначить последствие?

1. Оно должно быть значимым для ребенка. Еще одна конфета или игрушка, когда конфет или игрушек более чем достаточно - у моря погоды не сделают. Поэтому для назначения значимого последствия необходимо хорошо знать своего ребенка. Его желания, потребности, интересы, которые имеют для него действительную значимость.

2. Чтобы ребенок лучше понимал, что последствие наступило именно за ЭТОТ поступок, важно, чтобы между поступком и последствием проходило как можно меньше времени. Но (!) достаточно для того, чтобы родитель включился в воспитание с “трезвой головой”.

3. Следует использовать самую малую величину последствия, которая может оказать влияние. Только так ребенок будет ощущать справедливость наступившего последствия.

4. Важным нюансом является то, что ребенок должен получать последствия только после того, как совершил поступок! Назначать последствия заранее - верный способ обеспечить их бесполезность и бессмысленность для ребенка.

Очень важным является систематичность использования подкрепления. Велика вероятность того, что после первого раза использования поощрения или наказания - в поведении ребенка ничего не изменится. Это нормально, потому что для глубоких и твердых изменений всегда требуется время. Но тут для родителей чрезвычайно важным является сохранение уже выбранной системы поощрений и наказаний за одни и те же поступки. Для достижения эффекта необходимо упорно наказывать за одно и то же и поощрять также за одно и тоже.

Важным моментом является то, что поощрение и наказание имеют разную силу. Экспериментально доказано, что поощрение требуемых действий, поступков имеет на порядок более высокое влияние на поведение, чем наказание за неприемлемые поступки. Но, в свою очередь, техника поощрения требует от родителя несколько большего, чем просто ремня в руке и умения им пользоваться. Мудрость в жизни, мудрость в воспитании - то, без чего поощрение не будет работать.

 

Исаев Андрей Андреевич, педагог по направлению 

«Познаю, исследую, открываю»

 

«Семья в общественной среде. Традиции. Как сохранить и создать»

Опыт Дворца творчества детей и молодежи «Молодежный творческий Форум Китеж плюс»

 

Когда мы слышим слово «семья», то сразу же возникает образ папы и мамы, пары-тройки весёлых детишек, бабушек и дедушек, сидящих в окружении счастливых лиц. Но это идеальная картина семьи. И некоторым семьям удаётся поддерживать и сохранять семейные связи, а некоторые семьи растеряли, не удержали эти невидимые ниточки кровного родства.

В условиях огромного мегаполиса семья начинает видоизменяться. Редко можно встретить полную семью, в которой проживает совместно сразу три поколения. Как только дети вырастают, то стараются вылететь из родного гнезда, чтобы построить своё. Рождение детей в молодых семьях вновь объединит расширившиеся семейные узы.

Внутри современной семьи тоже произошли изменения. Достаточно часто отец и мать наравне приносят материальный доход в семью, а это значит, что они находятся вне семьи большую часть времени. Дети пребывают в школе, или в детских садах, или с бабушками. И только вечер собирает всю семью вместе, да еще выходные дни дарят возможность вновь собраться всем за обеденным столом. Но и тут не всегда происходит объединение, каждый погружен в свой виртуальный мир телевидения, компьютерных игр и просмотров видеороликов и мультсериалов. И хочется спросить: «Когда вы смотрели друг другу в глаза с любовью? Когда вы все вместе наблюдали закат солнца? Слушали, как трещат и искрятся дрова в разведенном костре? Когда в последний раз вы сделали что-то своими руками вместе, и у вас было одно общее дело, которое еще долго хранит тепло ваших рук?».

И прекрасно, если семья сохранила свои семейные традиции и в вечернее время или в выходной день объединяется на семейном празднике. Ну, а если связи расшатаны или утеряны? Где искать эту поддержку и понимание? И тогда создаются новые связи, пусть не на родственной основе, а на общих интересах или при решении задач воспитания и развития детей.

Одним из таких мест, где семья может провести несколько часов в совместной деятельности и является Дворец творчества детей и молодежи «Молодежный творческий Форум Китеж плюс» Приморского района. В рамках работы с родителями во Дворце был подготовлен и осуществлён проект «Дни семейного отдыха».

Интересными сведениями и впечатлениями о проведенной работе поделилась педагог-психолог Дворца творчества детей и молодежи «Молодежный творческий Форум Китеж плюс» и координатор проекта «Дни семейного отдыха» Светлана Владимировна Евстропьева-Кудреватая:

«Для нас было важно создать пространство в стенах Дворца для родителей, детей и педагогов, где все смогли объединиться одной идеей, общим делом. Мы стремились создать такое место, куда хочется приходить всей семьёй. И поставили перед собой задачи - укрепить взаимопонимание и сотрудничество в триаде педагог-ребенок-родитель; расширить дружеские связи между родителями  и семьями и привлечь семьи к активному участию и творчеству.

Первой совместной встречей стала поездка за город 20 сентября 2014 года. Тогда, в Лахте состоялось первое мероприятие проекта - интерактивная игра для родителей и детей.

Была проведена небольшая экскурсия в историческое прошлое этой местности. В форме свободной беседы у родителей была возможность сравнить методы и требования к воспитанию детей петровской эпохи и сегодняшнего дня. Дети и родители смогли познакомиться на «Птичьей тропе» с повадками разных птиц. Поиграть в подвижные игры и испытать себя на смелость и ловкость на Гром-камне. Научились делать веер и познакомились с тайным языком придворных дам при помощи веера. Вспомнили старинные русские игры.

Этот день запомнился живым общением, знакомством с новыми людьми, погружением в игровую атмосферу и как прекрасное времяпрепровождение с семьёй.

В дальнейшем, в рамках проекта творческие мастерские открыли свои креативные пространства на двух площадках Дворца по адресам: ул. Школьная, д. 110/2 и ул. Торжковская, д. 30А. В этих креативных пространствах педагоги разных объединений смогли создать свой неповторимый колорит мастерской.

Главной задачей этого проекта стал поиск общих точек интересов родителей и детей. И нам удалось этого достичь благодаря работе педагогов, активности родителей и вовлеченности детей».

Сегодня во Дворце творчества детей и молодежи «Молодежный творческий Форум Китеж плюс» работает «Родительский Клуб». На встречах родители и педагоги активно обсуждают вопросы о том, как важно и необходимо создание семейной среды в стенах Дворца.

 

Педагог-психолог Дворца творчества детей и молодежи 

«Молодежный творческий Форум Китеж плюс» 

Светлана Владимировна Евстропьева-Кудреватая

 

 

 

Вредные советы как способ общения с ребенком

 

Если вы по коридору 

Мчитесь на велосипеде, 

А навстречу вам из ванной

Вышел папа погулять, 

Не сворачивайте в кухню, 

В кухне - твердый холодильник. 

Тормозите лучше в папу. 

Папа мягкий. Он простит.  

(Григорий Остер)

 

Пожалуй - это один из самых известных вредных советов из одноименной детской книги Григория Остера. Задумывались ли Вы, в чем его польза? Приведенный выше пример про то, как нужно «тормозить в папу» вызывает у ребенка (и не только у ребенка) смех. Смех – это разрядка тех чувств, которые в возрасте 5-7 лет можно испытывать по отношению к папе, причем к папе даже самому замечательному. А чувства эти – страх и гнев. Страх – потому что папа «большой и могущественный», он может наказать и может помиловать. Гнев – потому что папа олицетворяет строгость и требования, которые неизбежны при любом воспитании, и папе нужно подчиняться, потому что «мал и слаб». Врезаться в папу со «всего размаху», напугать его  и сделать больно – такое возможно только в воображении, но это воображение целительно и помогает разрядить накопившиеся эмоции. Кроме того, можно надеяться, что папа «мягкий» не только в буквальном смысле, но и в переносном, поэтому и простит.

Другие «вредные советы» помогают выстроить с ребенком конструктивную коммуникацию, об этом и пойдет речь в нашей статье. Возможно, из своего детского опыта или уже из опыта общения со своим собственным ребенком вы знаете, что, когда слышишь авторитарные указания, что нужно делать «так и только так», то сразу хочется протестовать и сделать наоборот. Не удивляйтесь, но даже для маленького ребенка, от которого мы ждем послушания, это нормальная реакция. Даже, если ребенок внутренне признает вашу правоту, он будет протестовать, потому что любой человек в той или иной мере хочет чувствовать себя самостоятельным и способным принять решение без авторитарных и назидательных советов. «Но ведь есть вещи, которые ребенок просто обязан делать!» - скажут родители и будут правы. Например, как добиться от ребенка, чтобы он каждый день чистил зубы, поддерживал порядок в комнате? Некоторые психологи рекомендуют «метод естественных последствий». Это не означает, что нужно позволить ребенку не чистить зубы до тех пор, пока они не разрушаться и не заболят. Просто творчество и чувство юмора помогут осознать те самые отдаленные последствия, которые очевидны для взрослого. Можно сказать, например, так: «Хорошо, ты можешь не чистить зубы. Но очень рекомендую, выбери один зуб, который будешь чистить, он сохраниться и ты будешь им жевать, когда все остальные выпадут. Если ребенок устраивает беспорядок в вещах, рекомендуется ни в коем случае не прибираться в его шкафу, в комнате и на столе, ждать момента, когда он осознает пользу порядка. Но это конечно подходит тем взрослым, у кого «крепкие нервы».

Вредные советы – это творчество в разрешении проблемных ситуаций. На нашем новогоднем празднике мы попросили детей рассказать, что мама или папа делают такого, что у детей вызывает отрицательные эмоции: обиду, злость, грусть и т.д. Получился легко узнаваемый «набор»: заставляют есть борщ (гречневую кашу, манную кашу), делать уроки, не дают играть в компьютер столько, сколько хочется, ругают за плохие оценки. Родителей раздражает беспорядок в комнате, «зависание» в компьютере, нежелание делать уроки, бурная эмоциональная реакция, когда «что-то не получается». Это первый шаг, теперь нужно превратить полученную информацию во «вредный совет». Чтобы понять пагубные последствия каких-либо действий, нужно эти действия утрировать, довести до абсурда.

Вот что получилось у наших родителей:

 

«Если что-то не выходит,

Громко топай ты ногами,

Кулаком стучи по стене,

Разбуди соседей всех!

Пусть сбегаются быстрее

Злись, кричи, ругайся громко.

Можешь бросить в них игрушки,

А дела решатся быстро, без тебя сами собой»

 

«Если я пришел с работы

И висят на люстре боты…

То повесь туда скорее

Еще куртку и штаны

Так удобней будет маме

Эти вещи поднимать!»

 

«Если ты пришел из школы

То скорее за компьютер,

и включи еще приставку,

Телевизор и планшет.

И тогда уже, конечно,

Будут мозги набекрень»

 

Слушая эти советы, ребята, громко смеялись. Поверьте, они все поняли, потому что умны и обладают чувством юмора.

Сочинить свои «вредные советы» родителям ребятам было не просто. Посмотрим, что у них получилось, и попробуем понять переживания и актуальные потребности ребенка.

 

«Если мама ты узнала,

Что меня тошнит от манной каши,

Борщ я больше видеть не могу,

А про гречку промолчу, 

То готовь мне их почаще,

Все равно, я есть не буду, 

Похудею и уйду»

 

В этом произведении наших воспитанников отразилась «проблема на все времена», решению которой посвящено огромное множество публикаций в социальных сетях, а также страницы в монографиях солидных ученых. Читайте, например, Анну Фрейд, основоположницу детского психоанализа, и вы узнаете много нового о взаимоотношениях ребенка с пищей и с миром в целом.

 

«Если ваш ребенок двойку получил сегодня снова,

Вы ему конфеток дайте, мармелад и шоколад…

Не ругайте вы ребенка никогда и ни за что

И тогда от дома  вскоре не останется ничего!»

 

А вот здесь отразилось противоречивость детских чувств и потребностей, которая заметна уже в возрасте 7-8 лет, а в полной мере проявится в подростковом возрасте. С одной стороны – не ругайте ни за что, потому что «хочу сам», «сам все знаю», а с другой стороны – потребность в жестких границах, потому что сам еще не могу ставить себе границы, потому что «слаб», трудно видеть отдаленные последствия своих поступков, не хватает «силы воли». Поэтому, если не ругать (а это и означает поставить четкие границы), то вскоре «не останется ничего!». Причем, эту фразу можно рассматривать как метафору: «ничего не останется» в жизни и судьбе, если с раннего детства не научиться чувствовать границы свои и чужие.

 

«Если хочешь ты заняться, тем, что маме не по нраву,

То дождись ухода мамы

И скорее принимайся заниматься этим всем»

 

Дети оставляют для себя «право на шалость». Кстати, шалости – важнейший элемент детской субкультуры. «Организуя» их для себя, взрослеющие дети как раз и «прощупывают» границы дозволенного. И взрослым требуется очень много мудрости, опыта, а порой и специальных знаний, чтобы конструктивно разрешать возникающие ситуации.

Дорогие взрослые, мы надеемся, что творчество наших воспитанников, пап, мам и бабушек, вдохновит вас на творчество и поможет оперативно и конструктивно решать проблемные ситуации, возникающие в повседневном общении в детьми. Успехов вам!

 

Байдина Карина Григорьевна,

Кабанова Марина Николаевна

 

  

Воспитание  «по законам психологии»

Психика любого человека взаимодействует с миром по определенным законам. Человечество открывает эти законы с помощью науки психологии. Развитие, обучение ребенка в целом, а также развитие отдельных «составляющих» его психики, как то  память, внимание, мышление, а также различных «граней» его личности (эмоций, чувств, коммуникативных и познавательных способностей, убеждений и ценностей) – все это может быть объяснено законами психологии точно также, как законы физики, химии, биологии и других наук объясняют нам все, что связано с миром живой и неживой природы.

Мы начнем разговор о законе, открытом нашим земляком, лауреатом нобелевской премии физиологом Иваном Петровичем Павловым, и посмотрим, как этот закон можно применить в воспитании детей. Каждый из нас может с уверенностью сказать, опираясь на свой жизненный опыт, что любое наше действие – несет за собой последствие. Мы не знаем, какие последствия могут быть у наших действий – мы можем только догадываться об этом. И чем опытнее, развитее в умственном, духовном, эмоциональном плане человек – тем лучше он предсказывает последствия своих действий. И соответственно тем продуктивнее его действия в этом мире. Такой человек успешен. Для ребенка - совсем неопытного человека – последствия, это самый действенный способ научиться жизни и правильному поведению в ней. Правильно «назначенные» родителями последствия для поведения ребенка – очень мощное оружие в воспитании и обучении подрастающего отпрыска. Но не все так просто.

В чем же заслуга Ивана Петровича Павлова? Иван Петрович Павлов показал, что новый стимул может начать рефлекторную реакцию, если он некоторое время предъявляется вместе с безусловным стимулом. Переводя на язык воспитания, можно сказать, что если после выученных уроков (условный стимул) ребенка наградить, похвалить или использовать другое т.н. положительное подкрепление (радость от награждения – безусловный стимул) – то поведение («рефлекторная реакция») – в нашем случае выученные уроки – закрепится! И в дальнейшем будет уже осуществляться без всяких стимулов. Но опять же, не все так просто.

Многие родители скажут: «Я хвалю своего ребенка. Награждаю за хорошее поведение. Ругаю за плохое… но это не помогает!». Для того, чтобы все работало правильно – нужно соблюсти важные условия, правила работы с «последствиями». Об этих правилах воспитания и пойдет речь в следующей статье.

Исаев Андрей Андреевич,

педагог по направлению «Познаю, исследую, открываю», психолог

 

Здравствуйте, дорогие родители: мамы, папы, бабушки, дедушки!

Вы открыли «страничку психолога», и я могу предположить, что вы из тех людей, которые хотят лучше знать и понимать мир детей. Возможно, порой вам трудно достичь согласия со своим ребенком и одолевают сомнения, все ли вы делаете «правильно». Очень может быть, что у вас, родителей, накопилось много горечи и обиды на собственных детей: «Где оно, материнское счастье? Иду домой как на поле битвы».

Может ли психология помочь родителям? Безусловно, может. В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них – о значении стиля общения с ребенком для развития его личности. Общение так же необходимо ребенку, как и пища. Если продолжить это сравнение, можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, и судьбу.

«Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, также дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Специалисты пришли к выводу, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно «записывается» в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно.
Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Таким образом, из поколения в поколения происходит наследование стиля общения. «Со мной никто в детстве не возился, и ничего, вырос», - говорит папа, не замечая, что вырос-то он человеком, который не считает нужным и не умеет заниматься с сыном, наладить с ним теплые дружеские отношения.

Другая часть родителей более или менее осознает. В чем заключается правильное воспитание, но на практике испытывает трудности. Бывает, что прочитав книгу по воспитанию, родители узнают, что делают «все не так», пытаются вести себя по-новому, «срываются», теряют уверенность в своих силах, винят себя, а то и выплескивают раздражение на ребенка.

Родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми, а также поддерживать.

На этой страничке я предлагаю вам серию «Уроки для родителей». Каждый урок содержит важный, а подчас и трудный для усвоения материал. Необходимо делать задания к урокам, а не только читать текст. Очень важно почувствовать и пережить первые успехи в ваших практических пробах после каждого урока. Постепенно вы станете обнаруживать чудесные перемены в вашей ситуации с ребенком, даже если вначале она казалась безнадежной.

Я буду рада ответить на ваши вопросы, а также узнать об успехах и неудачах по почте: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Если вам требуется поддержка, приходите к нам в «Родительский клуб».

«Родительский клуб» - это группа встреч, группа поддержки и взаимопомощи. Здесь мы непременно найдем ответы на все вопросы, выходы из затруднительных ситуаций и разгадаем очень важный секрет: «Как на самом деле любить детей?»

 

 

Новости проекта «Родительский клуб»

Дом моей души: забота о теле – забота о себе

Закройте глаза и представьте осень. У каждого из вас осень особенная: кто-то помнит лес на даче, парк, траву у дома на газоне, город с большим количеством зонтиков.… Послушайте звуки осени. Возможно, это шелест падающих листьев или крики улетающих птиц, или завывание ветра. А чем пахнет осень? Грибами в лесу, прелыми листьями, яблоками. … А можно ли ощутить осень? Какая она на ощупь? Влажная, скользкая, шершавая…

Так начался урок для третьеклассников школы № 53 и их родителей в последний учебный день первой четверти.

Наше тело – совершенный инструмент, с его помощью мы воспринимаем мир, выражаем себя, вступаем во взаимоотношения с другими людьми. Мы с детства знаем, что нужно бережно относиться к своему здоровью, и детям предложено ответить на простой, как кажется, вопрос: «почему тело должно быть здоровым?». Ребята не сразу приходят к осознанию, что здоровое тело – источник радости. Как глубоко и полно чувствует себя здоровый и отдохнувший человек, и как равнодушен и раздражен уставший и больной.

Как может себя чувствовать ученик третьего класса в последний день четверти? Конечно же, он устал от необходимости вставать темным осенним утром, от долгого сидения за партой... Даже самые успешные ученики, у которых все получается, устают.

Мне нужно донести до детей и родителей очень важную мысль: в нашей жизни случаются обстоятельства, которые мы не можем изменить. Эта тема уже звучала в прошлом году на уроке «Нравится и надо». Важно выработать позицию по отношению к «вызовам жизни», к неподвластным нам ситуациям. Как бы мы не злились и не страдали от необходимости вставать по утрам, мы не можем изменить школьное расписание. И объем домашних заданий тоже вне нашего контроля. Но, заняв определенную позицию, сделав осознанный выбор, мы начинаем заботиться о себе там, где мы действительно можем сделать что-то конкретное, приятное и полезное для себя. И я предлагаю ребятам в преддверии выходных дней и каникул подумать о том, чем мы можем порадовать свое усталое тело? Моя цель – внести в привычную тему о здоровом образе жизни экзистенциальную глубину и смысл, еще интуитивно понятный детям, но, возможно, уже забытый взрослыми, обремененными множеством забот в стремительной повседневности.

Итак, чем мы можем порадовать свое усталое тело, измученное ранним вставанием темным утром, долгим сидением за партой? Первый ответ звучит примерно так: «В выходной день я встану, когда захочу, потом сделаю два примера по математике, почитаю и погуляю». Я не чувствую радости в голосе, тело здесь ни причём, главное – «быть хорошей ученицей», поэтому и на каникулах надо решать примеры и читать. Делаем акцент на «позитиве»: «Встанешь, когда хочешь, так приятно никуда не торопиться утром, лежать под мягким одеялом в сумерках осеннего утра…». Я вновь повторяю свой вопрос, прошу говорить именно об удовольствии для тела. Звучат стереотипные ответы про то, что «надо заниматься спортом», «не болеть» и, мне кажется, что все это идет «от головы», детей так научили, но их знание не соединено с их опытом, они не вспоминают и не выражают то, что, я уверена, каждый из них переживал не раз. Несмотря на мои «подсказки» и наводящие вопросы продолжают звучать формальные ответы про здоровье и спорт. Обращаюсь к родителям. Одна из мам вспоминает про баню и массаж. Я чувствую себя почти волшебницей: сейчас я «открою» детям и их родителям много-много способов доставить удовольствие себе, своему телу. На экране - первый слайд: спящая девочка, мальчик под одеялом, свернувшиеся в клубок бельчата, спящая на ветке пума.… На лицах детей и родителей радость, удивление, словом очень приятные, «теплые» чувства. Конечно же, сон – это первое, что необходимо усталому телу. Дальше – водные процедуры: улыбающийся младенец в ванночке, девочка в пенной ванне, мальчик под струей воды. А рядом – умывающиеся кошки и купающиеся в луже воробьи. На следующем слайде – обезьяны, занимающиеся груммингом. Грумминг – любимое занятие для приматов, когда они не спят и не едят; это общение, отдых и избавление друг друга от паразитов. Мама, причесывающая дочь очень похожа на самку примата. Может быть, кому-то подобное сравнение не понравится, но дети улыбаются и …. «процесс пошел». Оказывается, под кожей головы есть «определенные точки», дотрагиваться до которых очень приятно, - это говорит одна из девочек, а я добавляю, что именно по головке гладит дочь или взъерошивает волосы сыну мама, лаская и выражая свою любовь.

На слайдах – прочие «телесные радости». А вкусная еда? А лежание на теплом песке, подставив спинку или живот лучам солнца? Валяние в снегу, осенних листьях и даже в грязи? Прыжки, бег, кувыркание, перетягивание каната, игра в снежки – все это дает возможность телу проявить то, на что оно способно: сила, ловкость, гибкость, быстрота. На слайдах рядом с фотографиями детей – фото животных. Они тоже получают удовольствие от тех же самых вещей. И это не случайно. Радость, удовольствие, хорошее самочувствие – все это возникает непосредственно в теле, теплое течение жизни где-то внутри живота или груди – все эти эмоции вполне физиологичны, их можно зафиксировать по изменению частоты пульса и дыхания, по покраснению кожных покровов. Хорошее самочувствие людей и животных возникает, когда мы делаем что-то, что способствует нашему «выживанию». И наоборот, эмоции страха, отвращения – реакция на то, что несет угрозу нашему существованию. Кстати, как реагируют животные на угрозу? Известно три типа поведения: нападение, бегство или замирание. Что делает заяц от страха? Дрожит. Агрессивное нападение, бегство или дрожание – разрядка страха, необходимая организму реакция на физиологический сдвиг. А теперь представьте маленького ребенка, находящегося в ситуации угрозы. Не обязательно угрозы для жизни, человек подвергается еще и нападению на личность, когда критикуют то, что ему дорого: занятия, интересы; подвергают сомнению и обесценивают то, что для него значимо: увлечения, друзей, когда просто не понимают, не хотят выслушать, когда сами все уже знают.

Мы, взрослые, учимся конструктивно реагировать на критику, разрешать конфликты, отстаивать свои убеждения. Но порой хочется «убежать» из мучительной ситуации, или наоборот дать волю раздражению, гневу и «наказать» обидчика. А теперь представьте маленького ребенка, которого ругают, или просто «воспитывают» взрослые? Какие чувства он испытывает? Какими бы не были благими цели взрослых, а иначе и быть не может, все же трудно бывает удержаться от критики, требования «прекратить» или указаний «ты должен». Может ребенок «огрызнуться» в ответ или убежать? Подросток сможет, а ребенок нет, авторитет взрослого его удерживает и подавляет. Куда девается напряжение, вызванное страхом, обидой – реакцией на несправедливость - и даже агрессией – реакцией на принуждение. Ребенок дрожит, дрожат губы, а со временем, если ситуация становится хронической, дергается глаз, появляются невротические симптомы - подергивание плечами, тики. Так что, уважаемые взрослые, давайте понимать, почему дрожат дети и давайте дрожать сами, когда нет возможности убежать или напасть, в этом случае дрожать - полезно для здоровья.

Урок подходил к концу, обзор телесных радостей вызвал оживление и у детей, и у взрослых. В заключение детям предлагается с помощью цветных карандашей сделать контур человека «похожим на себя» и написать небольшое обращение к своему телу. Можно написать, за что я люблю и ценю свое тело, и каким образом буду заботиться о нем.

Желающие показывают свой рисунок и зачитывают обращение к своему телу. «Я особенно хочу поблагодарить свои руки. Если бы не было рук, я бы не смогла писать на доске». «А что еще можно делать руками?» - мне хочется вывести детей за пределы столь привычного образа «Я – ученик». С помощью рук мы рисуем, играем на музыкальных инструментах, пожимаем руку друга, обнимаем тех, кто нам дорог…

Подводим итоги. На традиционный вопрос «Что для вас было сегодня важно?» отвечает мама: «Спасибо, что вы напомнили нам о таких простых, но таких приятных вещах, я вдруг ощутила себя белочкой, сладко спящей на ветке». «Я узнала новое, что валяться в снегу – это полезно для здоровья» - таков личный итог одной из девочек, это почти что переворот в сознании, видимо до сих пор она была убеждена, что валяться в снегу – плохо, потому что можно простудиться и снег грязный. За эту девочку мне немного тревожно – ее родителей не было на уроке и теперь, если она рискнет предъявить им свое новое знание, то может быть не понята.

 

Марина Николаевна Кабанова, педагог-психолог

ГБОУ ДОД «Молодежный творческий Форум Китеж плюс»,

автор и ведущий проекта «Родительский клуб».

 

 

Районный проект «Подросток в современно мире»

23 октября Дворец творчества детей и молодежи «Молодежный творческий Форум Китеж плюс» гостеприимно распахнул свои двери для участников районного проекта «Подросток в современном мире». В актовом зале собралось более ста человек: восьмиклассники школ №48, №53, №113, №599, №601, гимназии №66, школьные учителя - классные руководители, педагоги Дворца творчества.

Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов в жизни человека. Психологи и социологи выделяют сегодня ряд проблем, имеющих место в подростковой среде, которые связаны, с одной стороны, с особенностями возраста, с другой – с современной социокультурной ситуацией.

• Нарастание конфликтных ситуаций в системе «учитель-ученик-родитель», вызванных, прежде всего, противоречием между возникающим «чувством взрослости» подростка и прежним социальным статусом – школьник, находящийся на иждивении у семьи и государства.

• Высокий уровень раздражительности, агрессивности, который может проявляться в немотивированной жестокости, провоцирующем или жертвенном поведении.

• Неспособность значительного большинства подростков найти свое место в современном, во многом неоднозначном и противоречивом мире и, как следствие, уход в различные формы зависимого поведения. Возможен и негативизм по отношению к окружающей действительности, проявляющийся в различных формах асоциального и противоправного поведения.

• Проблема подросткового одиночества и необходимость профилактики суицидального поведения.

• Низкий уровень правовой грамотности у подавляющего большинства подростков.

В данной ситуации становится актуальным развитие у подростка универсальных социально-психологических навыков, помогающих находить выход из трудных жизненных ситуаций, облегчающих контакт с окружающим миром и с самим собой.

Социально-педагогический проект «Подросток в современном мире», который в нынешнем учебном году реализует Дворец творчества детей и молодежи «Молодежный творческий Форум Китеж плюс» при методической поддержке Центра психолого-медико-социального сопровождения Приморского района, призван внести свой вклад в решение данных проблем.

Первая встреча «Право-ответственность-безопасность»позволила подросткам осознать и осмыслить связь между конкретными поступками, весьма распространенными в подростковой среде, и наступающей ответственностью. Мало кто задумывался, что сидеть на спинке садовой скамейки, поставив ноги на сидение – это административное нарушение, закон о благоустройстве Санкт-Петербурга запрещает такое поведение. Конечно же, и в школах уделяют внимание правовому воспитанию подростка в курсе обществознания, на внеклассных мероприятиях, но нам кажется, что будет не лишним повторить все, что относится к вопросам права и ответственности.

Педагоги, работающие на проекте, стараются найти динамичные, интерактивные формы работы, привлекательные для современных подростков. Нам важно «включить» их в происходящее, порой преодолевая скептицизм и равнодушие, возможно, наигранное. Иногда даже «спровоцировать», вызвать на открытый разговор, спор, отстаивание своего мнения. Предлагая подросткам работать в группах, состоящих из представителей разных школ, мы ставим перед собой задачу вывести их из привычной ситуации – общение в «своей» подростковой группе – дать возможность услышать мнения «других», рискнуть и «предъявить себя» в новой обстановке. Как показала первая встреча, для некоторых оказаться в незнакомом окружении было не просто, другие ребята при подведении итогов отмечали это как ценность для себя в данном мероприятии.

Классные руководители, пришедшие на встречу со своими ребятами, имели возможность в своей «взрослой» группе обсудить проблемы ответственности и правонарушений. Они выполнили все задания, которые были приготовлены для участников проекта и обменялись опытом разрешения проблемных ситуаций при взаимодействии с детьми и родителями. Тема правонарушений, на наш взгляд, хорошо подходит для того, чтобы учить подростков прогнозировать весь спектр возможных последствий того или иного поступка, в том числе и последствий с точки зрения закона. Для этого оптимальной, на наш взгляд, формой является ситуационная задача. Знакомый предложил тебе поработать в автосервисе на разборке автомобиля, работать нужно целый день и придется пропустить школу, а у тебя в этот день контрольная работа по алгебре. Спрогнозируйте возможные последствия, какого рода ответственность может наступить при вашем согласии. Даже компетентные педагоги не всегда называют все возможные исходы данного мероприятия, например то, что автомобиль может быть краденый.

Встреча получилась очень насыщенной и по информации, и по возникающим эмоциям. Впереди у нас – год работы в проекте. Тематика – самая разнообразная и очень серьезная: проблема агрессивности в подростковой среде, зависимое поведение, одиночество и отчаяние, риск и «адреналин» в жизни современного подростка и, наконец, поиск ответа на очень важный вопрос: могу ли я изменить этот мир к лучшему? Могу ли я привнести добро, понимание, любовь и поддержку в свою жизнь и в жизни своих близких? Могу ли я внести свой вклад в решение насущных проблем своего класса, школы? Хочу ли я в будущем работать над решением социальных и общественно-политических проблем, а, может быть, и проблем глобальных?

Отвечая на эти вопросы, взрослеют, растут и развиваются наши дети, растем и развиваемся мы сами.

 

М.Н.Кабанова, педагог-психолог ГБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи

«Молодежный творческий Форум Китеж плюс»,

руководитель проекта «Подросток в современном мире»

 

 

 

 

Вместе с мамой на занятие и на праздник

Одна из известных психологических концепций говорит нам о двух врожденных потребностях человека: потребность в познании окружающего мира и потребность в любви. Причем потребность в любви – первична. Младенец появляется на свет, чтобы попасть в заботливые руки матери, почувствовать ее радость от того, что ее дитя пришло в мир. Эта радость передается ребенку, всем своим существом он проникается доверием к этому миру, «принимает» самое первое в своей жизни решение: «Жить – это хорошо, мир несет мне радость, придет время, и я захочу узнать его поближе». Это время приходит быстро. Уже на первом году жизни активно развиваются сенсорные, двигательные способности, познавательные психические процессы; младенец устанавливает эмоциональный контакт сначала с мамой, позже с другими близкими взрослыми, проявляет чувства, характер, вступает во взаимоотношения.

Родителям хорошо знаком «неудержимый» познавательный интерес полуторагодовалого ребенка: все хочется потрогать, подвигать, всюду нужно залезть. Это дает о себе знать потребность в познании. Но «запускается» эта потребность только после удовлетворения потребности в любви, недаром младенцы, оставленные в доме малютки, порой выглядят апатичными и безынициативными. Лишенные материнской любви, они с настороженностью относятся к миру – он несет им тревогу, они опасаются вступать с ним в контакт.

А здоровый малыш, причем речь идет и о физическом, и о психологическом здоровье, активен и любознателен. Познание доставляет ему радость, и эта радость познания может быть умело поддержана взрослым, педагогом или родителем.

Создавая образовательные программы для самых маленьких воспитанников, мы, психологи и педагоги, обязательно учитываем эту особенность детей дошкольного возраста. Каждое занятие должно быть для них если не праздником, то увлекательной игрой. А праздник, в свою очередь, – это не только совместное переживание радости и веселья, но и возможность развития, социализации.

Таким вот «развивающим праздником» или «праздничным занятием» для малышей, занимающихся в нашем Дворце по программам «Цыпленок» и «Вместе с мамой», стал осенний праздник «Репка».

Все началось в уютной горнице фольклорного коллектива «Забавушка»: малыши смотрят кукольный спектакль. Рядом с мамами уютно и безопасно, простая история про Репку понятна, яркие куклы притягивают взгляд. Правда один из малышей вдруг начинает плакать. В чем дело? Возможно, его напугало неожиданное появление героев сказки из-за ширмы, или голос «дедки». Момент напряженный: уже и другие маленькие зрители начинают тревожно оглядываться, к плачущему присоединяется еще один зритель (психологам хорошо известен феномен «эмоционального заражения», ярко выраженный как раз у самых маленьких детей). Такая реакция не удивительна: малыши оказались в новом месте. В окружении незнакомых детей и взрослых, каждый ребенок переживает эту ситуацию по-своему. Иногда достаточно вынести плачущего зрителя в коридор или отвлечь на приятный для ребенка стимул. Об этом знают педагоги и родители.

А «Репка» тем временем продолжалась. Герои сказки уже не куклы на ширме, а здесь, рядом, они живые – Репка и Жучка. Жучку можно потрогать за хвост, а Репка предлагает маленьким зрителям превратиться в персонажи сказки и всем вместе вытащить ее из грядки. Юные актеры разбирают роли, кто-то храбро соглашается стать бабкой или кошкой и даже дает надеть на себя детали костюма, а кто-то боязливо прячется за маму. Всем вместе не страшно, а очень даже весело тянуть Репку за хвостик. Тянут-потянут – вытянули Репку! А теперь – развивающий момент. Давайте-ка вспомним (или узнаем), какие еще овощи растут на огороде? Появляется «бабка» с большой корзинкой, из которой на пол высыпаются и капуста, и картошка, и морковь, и лук… Полученные знания закрепляются в игре (аналог «Каравай-каравай»): «бабка» играет на фортепьяно, а Жучка, Репка, малыши и их мамы веселятся: кто-то играет в предложенную игру по правилам, кто-то просто танцует под музыку.

Веселье начинает идти на убыль – это сигнал к перемене деятельности. Чем младше ребенок, тем чаще требуется смена деятельности. Репка приглашает «на лошадке» поехать в ней в гости. Малыши попадают в другое пространство, где их опять же ждет «огород» - песочница, в которой «зарыты» уже знакомые овощи, только кончики торчат. Малыши с интересом отыскивают в песке и морковь, и капусту, и лук… Знакомое доставляет радость, это тоже особенность процесса познания маленьких детей: узнав что-то, ребенок будет повторять это по многу раз, порой вызывая недоумение родителей: «Ну что ты заладил…» После «раскопок» в огороде малыши моют руки и садятся за стол: «Бабка» угощает пареной репкой. Какая она? Сладкая, мягкая, желтая. А потом пробует репку сырую. Пареная репка мягкая, а сырая – твердая. Такое вот «съедобное» упражнение на развитие мышления.

Нетерпеливая Жучка уже зовет малышей на ковер, предлагая новую игру: из ведра высыпаются разноцветные шары. Какого цвета репка? Давайте соберем в ведерко только желтые шары. Конечно же, не все малыши выполняют это задание, но постепенно, глядя друг на друга и на мам, которые включаются в игру, понимают, что к чему. Подобные игры повторяются из занятия в занятие, так и происходит развитие и обучение.

Кульминация праздника. Мамы и дети сидят на ковре, дети катают друг другу желтый мячик – это тоже репка. «Репка покатилась…. к Даниле прикатилась» - опыт произнесения вслух своего имени, имени другого малыша. Игра направлена на самую первичную социализацию малышей: быть вместе с другими детьми, называть друг друга по именам и играть вместе в игру по правилам.

Еще один «переезд» на лошадке, который отличается от первого тем, что почти все малыши уже без мам двигаются, держась за ленточки – вожжи. Репка проводит «мастер-класс»: каждый ребенок с помощью мамы создает сувенир на память: на бумажную тарелочку наклеивается аппликация – желтая репка с зелеными листиками. Поделка, сделанная своими руками – ещё одно радостное подтверждение того, что я существую, я есть, я оставил видимый след в этом мире. Может быть нам, взрослым, это покажется излишне пафосным. Но, тем не менее, для малыша 2-х лет это именно так. Праздник завершается чаепитием. Настроение у всех приподнятое.

А у наших маленьких «Цыплят» впереди еще очень много занятий, похожих на праздник, и праздников, создающих условия для развития и социализации.

 

Подготовили и провели праздник «Репка» педагоги Школы раннего развития «Светлячок»: Забалканцева Светлана Вячеславовна, Аносова Вера Михайловна, Петрякова Жанна Николаевна, Мордасова Виктория Владимировна, Зуева Валерия Юрьевна.

 

Аносова В.М., Кабанова М.Н.,

педагоги-психологи

ГБОУ ДОД «Молодежный творческий Форум Китеж плюс»

 

 

29.03.2013

Круглый стол «Трудности первого школьного года» для родителей будущих первоклассников

Для родителей будущих первоклассников сейчас напряженная и тревожная пора. Определить ребенка в школу – ответственный шаг. Конечно же, хочется выбрать «хорошую» школу и непременно «хорошего» учителя. В нынешнем году все осложняется новыми правилами приема: кому-то повезло, потому что ребенок проживает как раз в том доме, который «приписан» к желаемой школе, те, кому не повезло, продумывают, как обойти правила, что, в общем-то, вполне возможно.

Педагоги ШРР «Светлячок» целый год готовили своих воспитанников к обучению в школе. Подготовка к школе – целостный процесс развития ребенка. Это не только укрепление его здоровья, развитие мелкой моторики – подготовка руки к овладению письмом, развитие познавательных психических процессов – памяти, внимания, мышления, но и привыкание сидеть за партой, слушать учителя, выполнять учебное задание. В увлекательный мир игры, которая является ведущей для дошкольника, включаются элементы учебной деятельности. Готовность к школе – это и умение строить отношения со сверстниками, договариваться и играть по правилам, просить прощения, если ты кого-то обидел, попросить о помощи и помощь предложить. Подходит к концу учебный год, проведена диагностика готовности к школьному обучению. Педагоги довольны результатами, а родители на индивидуальных консультациях смогут узнать все особенности своих детей, будут предупреждены о возможных трудностях в адаптации к школе и получат рекомендации, как эти трудности преодолевать.

Круглый стол «Трудности первого школьного года» собрал вместе родителей, и специалистов. Педагоги ШРР «Светлячок» Л.М.Плотникова, М.Ю.Мухина, С.В.Забалканцева, психолог М.Н.Кабанова и учитель начальных классов ГБОУ гимназия №631 Л.Е.Гиркина отвечали на вопросы родителей, стараясь поддержать, снять излишнюю тревожность, позитивно настроить на трудный первый год. Нам думается, что педагогам удалось расширить представления родителей о готовности ребенка к школе. К традиционным навыкам письма и счета добавились навыки самообслуживания: рассказ Людмилы Михайловны Плотниковой о своих наблюдениях за детьми, переодевающимися в школе на урок физкультуры, вызвал смех родителей, но и заставил задуматься о границах родительской заботы. Звучала и важная тема детской самостоятельности и продуктивности. Одним из показателей готовности к школе является сформированность у ребенка «алгоритма целеполагания» - развитая способность сделать что-то от начала до конца, от замысла до воплощения. Это не обязательно учебное задание. Рисунок, поделка из природного материала, вышивка, застеленная постель, вымытая посуда. Здоровые дети-дошкольники по своей природе необычайно инициативны, они полны идей и замыслов. Задача родителей – помогать детям учиться доводить начатое дело до конца, анализировать полученный результат и, если надо, исправлять ошибки. Именно поэтому на вопрос, нужно ли летом на даче каждый день заниматься письмом и чтением, мы посоветовали лучше выделить ребенку место на грядке и помочь вырастить цветок.

Обсуждалась также столь актуальная для первоклассников проблема «создания детского коллектива». По наблюдениям школьных учителей современные дети в большинстве своем индивидуалисты. Привыкнув к вниманию в семье, они приходят в класс с уверенностью, что они – лучшие и единственные. Это, в общем-то, не плохо, но, когда вместе собирается 15-20 таких ребят, перед учителем встает серьезная задача: научить каждого замечать, видеть, понимать и ценить того, кто учится рядом с тобой, понимать его чувства, потребности, учиться прояснять и согласовывать интересы и потребности. Все это придет много позже, а на первых порах первоклассникам поможет такой знакомый им «механизм урегулирования отношений», как правила. Правил в жизни первоклассника будет много, и задача родителей растолковывать им необходимость соблюдения тех или иных правил, чтобы приходило внутреннее понимание и согласие с необходимостью. Людмила Евгеньевна Гиркина поделилась своим опытом по созданию и сплочению детского коллектива – это система коллективных творческих дел. При подготовке мероприятия (праздник, викторина, турнир и т.п.) формируются группы и, что важно, меняются командиры. Каждый ребенок может проявить себя как лидер, и каждый знает, что в следующий раз ему придется выступить в другой роли. Вместе с детьми и учителем в подготовке и проведении всех классных событий активно участвуют родители. Для них это возможность быть ближе к детям, вместе с ними расти и развиваться; это и возможность для собственного творческого самовыражения. Рассказ учителя вдохновил присутствующих родителей на активное участие в жизни класса, а педагоги поддержали их и помогли увидеть весь спектр возможностей такого сотрудничества.

Участники Круглого стола затронули и тему взаимоотношений родителей и детей. В ходе диалога актуализировались такие сложнейшие психологические проблемы, как граница между родительской заботой и самостоятельностью и ответственностью ребенка. Нам кажется, педагогам удалось донести до родителей идею о том, как важно доверять ребенку, слушать, понимать, уважать его потребности и, по возможности, удовлетворять их. Родители узнали и об исследованиях психологов, которые показали, как нравственны и мудры дети, и нам, взрослым, есть, чему у них научиться.

Подводя итоги, участники Круглого стола, мамы, бабушки и даже папа, говорили о том, что им «теперь совсем не страшно» идти в первый класс, что они осознали, как важно слушать ребенка, уважать его выбор и самостоятельность, как важно разговаривать с ним на серьезные темы. Наверное, главный итог – та атмосфера доверия и взаимопонимания, которая возникла в ходе диалога. Нас, педагогов и родителей, объединила общая ценность – это любовь к нашим детям, воспитанникам Школы раннего развития «Светлячок». Пусть у них все будет хорошо в новом учебном году!

М.Н.Кабанова, педагог-психолог

 

 

«Родительский клуб»

В декабре в рамках проекта состоялись сразу две встречи. Второклассники школы № 53 и их родители обсуждали сложную и актуальную проблему: осознать и разрешить внутренний конфликт между «хочу» и «надо».

У каждого из нас в жизни есть опыт, когда мы очень остро осознаем, что не получится делать только то, что нравится: гулять, играть, смотреть телевизор и т.д. Другие люди (родители, учителя), обстоятельства, сама жизнь заставляют нас делать то, что надо, например: вставать рано утром, идти в школу (на работу), делать уроки. Необходимость подчиняться, делать то, что «надо делать», может вызывать разные чувства: злость, обиду, жалость к себе. Можно протестовать и отказываться делать то, что не хочется. Но маленький ребенок вряд ли решится на такой явный протест, он рискует при этом утратить расположение родителей. Дети чаще протестуют «тайно»: они имитируют ту деятельность, которую требуют от них взрослые, но по-настоящему в нее не включаются. Это очень неблагоприятно для личностного развития ребенка, такая стратегия может закрепиться на долгие годы, и стать жизненной стратегией взрослого человека. Вряд ли он будет эффективен в деятельности, во взаимоотношениях, вряд ли он будет испытывать удовлетворение от жизни.

Именно поэтому важно учить детей разрешать это внутреннее противоречие и уметь находить «нравится» в том, что «надо». В ходе встречи ребята продемонстрировали удивительную жизненную мудрость. Одна группа привела аргументы, доказывая, почему хорошо делать то, что нравится, а другая группа была столь же убедительна, доказывая, почему хорошо делать то, что надо (то, что говорят родители, учителя и т.д.). А потом, те же ребята подумали, и нашли аргументы, почему плохо делать только то, что тебе нравится, и плохо делать только то, что надо. Все аргументы были подкреплены примерами из собственной жизни, из жизни своих друзей и знакомых. В итоге ребятам был задан очень сложный вопрос: как вы думаете, зачем мы так подробно все это обсуждали? «Я понял, что нужно быстро-быстро сделать то, что надо, а потом останется время, и я буду не торопясь и с удовольствием делать то, что мне нравится» (Максим). Согласитесь, это весьма позитивная жизненная стратегия. Наверное, самый оптимистичный вывод сделала Алина: «А бывает и так, что тебе нравится делать то, что надо: мне нравится заниматься гимнастикой, и уроки делать нравится, и ухаживать за своей кошкой».

Родители активно включились в дискуссию, высказывания детей будили их чувства, заставляли их задуматься о собственной жизни.

«Открытые уроки», посвященные актуальным проблемам взросления детей, проводимые в рамках проекта «Родительский клуб» очень популярны среди родителей. Они помогают не только по-новому увидеть своих детей, удивиться их «взрослости», способности рассуждать на «психологические темы», но и позволяют по-новому взглянуть на свою собственную жизнь. Такие встречи – это действительно «диалог поколений», который помогает нам и нашим детям расти, развиваться и взрослеть.

Семиклассники школы № 599 пришли на первую встречу с родителями, которая называлась «Давайте понимать друг друга». Не просто было «вдохновить» ребят на это мероприятие, ведь подростковый возраст – период «отчуждения» от родителей. Зарождающееся «чувство взрослости», стремление к самостоятельности, побуждает подростков дистанцироваться от родителей: «Что они понимают в наших проблемах?» При подготовке к встрече и родителям, и ребятам было предложено ответить на вопросы анкеты: «Я не могу понять, почему мой сын (дочь) …. И дальше нужно было описать поведение, которое не понятно и, как, правило, вызывает отрицательные чувства. На такой же вопрос ответили и подростки: «Я не могу понять, почему моя мама (папа)….» Встреча началась с импровизированного «ток-шоу», с ответов на вопросы. Психолог помогает родителям и подросткам услышать друг друга. Диалог – это не обвинения и оправдания, а умение услышать чувства и потребности друг друга. Понимание рождает удивительную теплоту и близость. Встреча состоялась, мы были вместе 2 часа, мы говорили о себе, о жизни, и нам не хотелось расходиться. Семиклассников школы № 599 и их родителей впереди ждут новые Встречи, встречи с самим собой, друг с другом, встречи с Жизнью.

М.Н.Кабанова, педагог-психолог, руководитель проекта «Родительский клуб»

 

 

 

Урок первый. «Безусловное принятие».

Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!

Нередко можно слышать от родителей такое обращение к сыну или дочери: «Не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь … (лениться, драться, грубить), не начнешь… (хорошо учиться, помогать по дому, слушаться). Ребенку сообщается, что его принимают условно, что его любят (или будут любить), «только если…». Причина широко распространенного оценочного отношения к детям кроется в убеждении, что награды и наказания – главные воспитательные средства. Но, вероятно, вы не раз убеждались, что эти средства не всегда безотказны. Знакомая закономерность: чем больше ребенка ругают, тем хуже он становится. Почему же так происходит? А потому, что воспитание ребенка – это вовсе не дрессура. Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы.

Доказано, что потребность в любви, в принадлежности, в нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется. Когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержаться в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах: «Как хорошо, что ты у нас родился», «Я рада тебя видеть», «Ты мне дорог», «Я люблю, когда ты дома», «Мне хорошо, когда мы вместе…».

Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! Между прочим, не только ребенку, но и взрослому.

Часто родители спрашивают:

 

«Если я принимаю ребенка, значит ли это, что не должна никогда на него сердиться?»
Нет, не значит. Скрывать и копить свои негативные чувства ни в коем случае нельзя. Их надо выражать, но выражать особым образом. Об этом мы будем много говорить позже. А пока обратите внимание на следующие правила:


Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.

Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.

Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятие его.


Какие причины мешают родителям безусловно принимать ребенка и показывать ему это? Таких причин много, пожалуй, главная из них – это настрой на «воспитание». «Как же я буду его обнимать, если он еще уроки не выучил? Сначала дисциплина, а потом уже добрые отношения. Иначе он мне на шею сядет» - типичная реплика родителей. Встав на путь критических замечаний, напоминаний, требований, вы попадаете в заколдованный круг взаимного недовольства, нарастающего напряжения, частых конфликтов. Дисциплина не до, а после установления добрых отношений, и только на базе их. Что и как для этого делать мы будем обсуждать позже.

Домашнее задание

1. Посмотрите, насколько вам удается принимать вашего ребенка. Для этого в течение дня постарайтесь подсчитать, сколько раз вы обратились к нему с эмоционально положительными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой) и сколько – с отрицательными (упреком, замечанием, критикой). Если количество отрицательных обращений равно или перевешивает число положительных, то с общением у вас не все благополучно.

2. Обнимайте вашего ребенка не менее четырех раз в день. Можно делать то же и по отношению ко взрослым членам семьи.

3. Выполняя два предыдущих задания, обратите внимание на реакции ребенка, да и на свои собственные чувства.



Анонс!

Урок второй
«Помощь родителей». Как быть, если ребенок делает «не то»?

Урок третий «Давай вместе!» Закон «зоны ближайшего развития».

Урок четвертый «А если не хочет?» Как избегать конфликтов?

Урок пятый «Как слушать ребенка?» Что такое «активное слушание» и когда надо слушать ребенка?

Урок шестой «Что нам мешает слушать ребенка?» 12 типов наших автоматических реакций.

Урок седьмой «Чувства родителей. Как с ними быть?»

Урок восьмой «Как разрешать конфликты?»

Урок девятый «А как насчет дисциплины?» Четыре причины стойкого непослушания. О правилах и наказаниях.

Урок десятый «Наши эмоции». Какой я? Самооценка или чувство ценности. Итак, что делать?

 

Подготовить «Уроки для родителей» мне помогла книга Юлии Борисовны Гиппенрейтер «Общаться с ребенком как?»

Наверх

Версия для слабовидящих

версия для слабовидящих усеньшить шрифт версия для слабовидящих сбросить размер шрифта версия для слабовидящих увеличить шрифт

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?